03 Nov 2015

ЭДО заметно повзрослел

26 октября прошла осенняя сессия Рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП РФ, посвященная теме: «Новая архитектура электронного налогового администрирования. Подготовка к работе с истребованиями. Обзор новых кейсов. Новшества в нормативном регулировании ЭДО».

На заседании выступили эксперты ФНС России О.С.Думинская, А.С.Катяев, специалисты компании «Такском» В.Ю.Зудин, В.А.Боков, фирмы «1С» А.А.Танан, представитель российского филиала «Кьези Фармасьютикалс» Т.С. Киреенко, компании ЕВРАЗ И.А Бородулин, группы компаний НeadНunter Е.И. Плетнева и другие.

Открыл мероприятие В.Ю.Зудин, заместитель директора компании «Такском». В своем вступительном слове он отметил, что в  налоговом администрировании НДС в этом году произошли существенные изменения, при этом заметно перестроилась система взаимодействия ФНС с налогоплательщиком. За спиной уже 3 отчетных периода, поэтому сейчас есть, о чем поговорить, поделиться практическим опытом и услышать мнения и пожелания экспертов ФНС по поводу формирования налоговых деклараций.

О том, как сегодня проходит проверка отчетности по НДС рассказал А.С.Катяев, заместитель начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю. Декларация, поступившая в налоговый орган, подлежит контролю в 3 основных этапа: по формату, контрольным соотношениям и на логику операций. При этом операции по сопоставлению данных из счёта-фактуры продавца и покупателя могут дожидаться своей очереди вплоть до завершения декларационной кампании, если этого требует ситуация.

Результаты проверки отчетности за 2-й квартал показали следующую статистику: в 600 000 деклараций имеются расхождения по сведениям из счетов-фактур, однако направлено только 170 000 требований о представлении пояснений. И самая распространенная ошибка – неверный    ИНН. Кроме того, массово налогоплательщики ставят разные номера одного и того же счета-фактуры или отображают его несколькими записями. Случается, что продавец   реализует собственную продукцию как посредник. Но бывает и такое, что продавец показывает реализацию товара, к примеру, по ставке 10%, а покупатель заявляет сумму к вычету по 18%, что говорит об откровенном жульничестве.
Во избежание ошибок эксперт ФНС рекомендовал верно переносить сведения из книг покупок и продаж в декларацию, ввести персональную ответственность за некорректное отображение информации из счетов-фактур, проверять отчетность по контрольным соотношениям перед ее отправкой, а также по возможности вносить в  договоры с контрагентами положение об ответственности за представление искаженных сведений в налоговый орган.

По мнению О.С.Думинской, советника отдела на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России, все участники  бизнеса должны, как можно быстрее, перейти на ЭДО. Это позволит минимизировать ошибки в налоговой отчетности. Законодатели, со своей стороны, неустанно трудятся по правовому обеспечению ЭДО. Кроме того, постоянно совершенствуются электронные форматы документов. Сегодня ФНС продолжает работать над Универсальным передаточным документом (УПД)  и Универсальным корректировочным документом (УКД). Базой для них служит счет-фактура. Что касается первички, то уже с 2012 года налогоплательщики получили возможность обмениваться в электронном виде «ТОРГ-12» и «Актом сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг». Однако сегодня их форматы подлежат изменению. Они будут называться соответственно «Документ о передаче товара при торговых операциях в электронной форме» и «Документ о передаче результатов работ и оказания услуг в электронной форме». Их разработка находится на завершающей стадии. В ближайшее время они попадут в Минфин России.

Разрабатывается новый документ на базе Приказа Минфина России

Для исключения ошибок в отчетности, сокращения издержек и более удобного ведения делопроизводства разрабатывается еще один новый документ на базе Приказа Минфина России от 25.04.2011 № 50н, регламентирующий порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде. Он предусматривает возможность межоператорского роуминга и отменяет обязательность извещения покупателем продавца через оператора ЭДО. Этот проект сейчас на стадии согласования с Минфином.

Заметим, сегодня электронные форматы некоторых документов имеют не обязательный, а рекомендательный характер. Так, пока нет жестких требований к тому, чтобы налогоплательщики представляли пояснения  только в электронном виде. Поэтому они зачастую приходят в ФНС на бумаге. Это затрудняет процесс проверки деклараций и затягивает его. Сейчас остро поставлен вопрос о необходимости обмена исключительно электронными документами в рамках камеральной проверки.

Практическим опытом электронного взаимодействия поделились представители бизнеса. «Процесс сбора документов в ответ на требования ФНС носит многоступенчатый характер», – отметил В.А.Боков, эксперт компании «Такском». Однако есть специальные сервисы, которые позволяют ускорить этот процесс и значительно сократить возможные трудности, – сказал он». Как показывает практика, бухгалтер хранит часть документов на бумаге, часть – в электронном виде при этом в разных учетных системах. И для того чтобы ответить на требования ФНС, нужно собрать все документы в одном месте. Для этого, по мнению специалиста, удобен сервис «Картотека документов», который помогает автоматически комплектовать их, упрощает поиск, оперативно выявляет проблемы в отчетности и ускоряет взаимодействие с налоговым органом. Высокую оценку сервису «Картотека документов» дала компания «Комацу СНГ», в которой недавно завершилось его внедрение. Сейчас 70% ответов на требования от ФНС  в «Комацу СНГ» формируются в электронном виде, оставшиеся 30% – на бумаге, но только потому, что сами требования приходят на бумажном носителе.

Особый интерес аудитории вызвал проект по внедрению ЭДО в российском филиале «Кьези Фармасьютикалс» международной компании «Кьези».  Сегодня этот опыт не имеет аналогов на IT-рынке. Система «Такском-Доклайнз» – облачный сервис для юридически значимого ЭДО с контрагентами – теперь позволяет обмениваться не только бухгалтерскими, но и кадровыми документами. Проект представила Т.С. Киреенко, администратор отдела по работе с персоналом «Кьези Фармасьютикалс». По ее словам, «ЭДО работает в кадровом подразделении «Кьези Фармасьютикалс» больше года, и это очень удобно в случае применения дистанционного труда». Сегодня специалист отдела по работе с персоналом отправляет сообщение сотруднику, работающему вне офиса, в программе «1С» посредством модуля «1С-Такском». В свою очередь, работник, открывая «Личный кабинет» в сервисе «Такском-Файлер» на персональном компьютере, получает документ и подписывает его электронной подписью. В результате  трудовые отношения с персоналом находятся в строгом правовом русле. Документы не теряются. Они доступны в любой момент, поскольку их путь хорошо прослеживается. Период обращения укладывается в законодательные нормы.
«Сегодня у нас новый этап сотрудничества с компанией «Такском», – сообщила Т.С.Киреенко. –   Мы готовимся к переходу на облачную подпись, которая имеет надежную защиту и доступна в применении с любого стационарного компьютера или мобильного планшета, а также смартфона».

ЭДО в России выходит на более высокий уровень развития

Можно смело констатировать, что ЭДО в РФ вышел на более высокий уровень развития. Но еще остаются неурегулированные вопросы. В их числе – хранение электронных документов. Практические советы по этому вопросу озвучил А.А.Танан, руководитель проектов «Обмен электронными документами» фирмы «1С». Он сказал, что налогоплательщик должен осознавать ответственность за хранение документов. И условия должны позволять  открывать архив по необходимости в любой момент. При этом не надо забывать, что если документы формировались в XML, то и храниться они должны в этом же формате. Есть и другие  проблемы, которые вовсе не зависят от налогоплательщика, а имеют прямое отношение к недоработанным правовым нормам. Оставляет желать лучшего возможность использования ЭДО в агентских схемах. Об этом сообщила Н.М.Волкова,  представитель компании Starcom. Проблемы создает путаница в профессиональных терминах. Кроме того, очень сложно работать по договору комиссии, поскольку отсутствуют нормы, касающиеся посредника, и все еще не утвержден электронный формат УПД. Е.И. Плетнева, главный бухгалтер группы компаний НeadНunter выразила надежды на поддержку профессионального сообщества в налаживании электронного взаимодействия по агентским сделкам.

Все участники заседания обменялись мнениями, поделились опытом и внесли свои замечания по нормативной базе ЭДО. Проработкой предложений, озвученных во время встречи, занимается Рабочая группа по ЭДО.

[^]