Электронная «первичка»

Первичные электронные документы, заверенные электронной цифровой подписью (с 1 июля 2013 года такая подпись называется усиленной квалифицированной электронной подписью) признаются в бухгалтерском и налоговом учете и являются основанием в вычете НДС.

Для бухгалтеров это является самым важным аргументом для перехода на электронный документооборот!

 

По данным ФНС России, российский бизнес генерирует примерно 15 млрд счетов-фактур в год. А если посчитать другие документы?

 

В настоящее время полным ходом идет разработка первичных учетных документов в электронном виде. Первые два наиболее распространенных формата: товарной накладной ТОРГ-12 и Акта приемки-сдачи работ (услуг) уже разработаны. Приказом ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@ утверждены рекомендуемые форматы унифицированных форм первичной учетной документации: товарной накладной ТОРГ-12 и Акта приемки-сдачи работ (услуг).

 

Форматы разработаны в целях реализации положений статей 93 и 93.1 НК РФ по истребованию документов в рамках налогового контроля. С их помощью налогоплательщики смогут направлять по требованию налогового органа электронные документы, формируемые между хозяйствующими субъектами с использованием ЭЦП и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, сделан еще один важный шаг, который позволит организациям и налоговым органам полноценно обмениваться первичными учетными документами в электронном виде.

На очереди – форматы других электронных документов: ОС-1, ТОРГ-2, ТТН, ТН и др.

Ситуация осложняется тем, что формы первичных документов у разных предприятий с учетом отраслевой специфики разные. И главная задача – унифицировать их для автоматического ввода в учетные системы.

 

Бизнес-сообществу нужны универсальные решения, для того чтобы не только обмениваться юридически значимыми электронными счетами-фактурами с контрагентами и налоговыми органами, но и представлять по месту требования другие документы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности организаций (гарантийные письма, доверенности на получение товарно-материальных ценностей, отчеты по командировкам, сертификаты соответствия и др.). Речь идет о неформализованном документообороте. Основное требование к таким документам – они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, тем более это позволяет сделать новый Федеральный закон «Об электронной подписи», вступающий в силу с 1 июля 2013 года и обеспечивающий более широко применение электронной подписи в России.

 

Утверждение структуры и форматов остальных первичных документов в электронной форме ускорит переход организаций на полномасштабный электронный документооборот.

Ведь не секрет, что для налогоплательщиков очень важно обмениваться как можно большим количеством электронных документов не только с налоговыми органами, но и между собой, причем, с гарантией принятия этих документов налоговыми органами.

 

И здесь сам бизнес должен проявить активность. Эффект от внедрения электронного документооборота уже доказан не только международным, но и российским опытом.