03 Jun 2013

Электронные счета-фактуры: между прошлым и будущим

Тема мероприятия: «Год с электронными документами: быстрый старт» не могла оставить равнодушным тех, кто уже пользуется современными технологиями и тех, кто еще присматривается к процессу внедрения.

И это вполне закономерно. 23 мая 2013 года произошло важное событие — исполнился год, когда на законодательном уровне организациям было разрешено обмениваться электронными счетами-фактурами. Этот факт послужил мощным толчком для дальнейшего развития электронного документооборота в России.

Представители бизнеса рассказали о первых итогах работы с электронными документами, перспективах, преимуществах и возникающих проблемах, связанных с пробелами в законодательстве, о мерах, стимулирующих контрагентов к переходу на электронное взаимодействие.

Главный вывод — электронный документооборот развивается.Сегодня ЭДО это уже не ноу-хау, а повседневная работа.

Задача в том, чтобы сделать ЭДО массовым и удобным для всех.

Поэтому уже сейчас разработан законопроект, который упрощает обмен электронными счетами-фактурами. Кроме того, будет продолжена работа по упрощению порядка документального подтверждения применения нулевой ставки НДС. Рассматривается вопрос и о придании счету-фактуре статуса первичного документа.

Представители HeadHunter, REHAU, «Комацу СНГ», «Новолипецкого металлургического комбината» поделились опытом внедрения и перехода своих компаний на электронный документооборот. Они рассказали о совместном решении «1С-Такском», с помощью которого бухгалтеры могут отправлять электронные счета-фактуры, акты, накладные ТОРГ-12 и любые другие документы. Прямо в программе можно пригласить своего контрагента к обмену электронными документами.

«Переход на электронный документооборот — это не далекое будущее, а реалии сегодняшнего дня. Бизнес хорошо понимает потребность и выгоды от применения электронных документов, готов оптимизировать бизнес-процессы и вовлекать контрагентов в электронное взаимодействие», — сказал заместитель директора компании «Такском» В.Ю. Зудин.

Все выступающие отметили такие преимущества безбумажных технологий, как экономию времени (мгновенная передача информации), сокращение расходов (на печать, хранение документов), высвобождение персонала (замена ручного труда интеллектуальным) и т.п.

Вот почему многие компании стали активно применять в работе электронные документы и вовлекать в этот процесс своих контрагентов. Ручной труд в этих компаниях сведен к нулю, а процесс работы осуществляется автоматически.

Вместе с тем были намечены и некоторые вопросы, касающиеся выставления электронных счетов-фактур на стыке налоговых периодов, закрепления права на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным до срока представления декларации по НДС (до 20-го числа) и др.

Для дальнейшего развития электронного документооборота необходимо устранить пробелы в законодательстве, мотивировать персонал, объединять контрагентов в «группового» заказчика, например, когда инициатор перехода (крупная компания) берет все издержки на себя.

Несмотря на имеющиеся трудности, эксперты были единодушны в том, что в России есть все предпосылки для успешного развития электронного документооборота. Всё готово: и нормативная база, и программное обеспечение, и целевые пользователи, готовые к реальным шагам.

Первопроходцами являются крупные компании, операторы ЭДО, системные интеграторы. Модель перехода — добровольно-принудительная, а путь — эволюционный.

Сегодня более 75% организаций сдают отчетность в электронном виде. К 2017 году планируется, что 25% организаций перейдут на электронный документооборот. Это очень хороший показатель, если учесть что электронному документообороту всего год!

[^]